Правила современного страхования перевозимых грузов и как они менялись со временем

Разумеется, страхование грузов практиковалось далеко не всегда. Купцы и простые граждане значительно рисковали своим имуществом: ведь общую обстановку на дорогах в старину трудно было назвать безопасной. Сюда же можно отнести и несовершенство всех видов транспорта. В особенности, водного. Утрата товара из-за кораблекрушения было обычным делом.

 

Немного истории

В связи с этим, еще в третьем тысячелетии до нашей эры предпринимались попытки некоторого подобия грузового страхования. Об этом, в частности, свидетельствуют раскопки на территории древнего Вавилона.

 

Первый же официальный страховой полис датирован 1347 годом, когда судно Святая Клара было застраховано вместе с грузом во время рейса из Генуи до Майорки. Согласно заключенному контракту, внесенная сумма страховки не возвращалась, если судно прибывало в целости и сохранности в пункт назначения. Зато в случае крушения данная сумма удваивалась.

 

Кроме того, в 1584 году был застрахован груз, перевозимый до Триполи из Марселя. Примерно с этого же времени обычай страховать свои грузы вошел в повседневную практику. А через пару десятилетий было открыто первое общество Лондонских морских страховщиков.

 

Что касается России, то повсеместное распространение страховки грузов сюда добралось лишь в середине 19 века. Примечательно, что до 1917 года в основу отечественного страхового дела ложились нормы немецкого и французского страхового права. Только после 1920 года начали разрабатываться собственные правила грузового страхования.

 

Современные общие условия страхования груза

В рамках данной статьи, разумеется, все тонкости и особенности грузового страхования рассмотреть не представляется возможным. Поэтому имеет смысл обозначить лишь наиболее общие и значимые из них:

 

  • Целью заключения договора страхования является обеспечение финансовой защиты владельца перевозимого груза от его повреждения, либо утраты;
  • При этом сумма страховки не выплачивается, если было установлено, что повреждение или утрата груза были вызваны по вине самого его владельца;
  • Обычно сумма страховой выплаты не может превышать оценочную стоимость перевозимого груза;
  • В зависимости от того, каким именно видом транспорта осуществляется перевозка, страховые риски также могут быть разными.

 

Как правило, выделяют два главных фактора рисков. Первые — это обстоятельства непреодолимой силы – то есть стихийные бедствия, неблагоприятные погодные условия, аварийные ситуации на дорогах, возникшие не по вине перевозчика, и тому подобные обстоятельства. Вторые – действия лиц, которые обеспечивают перевозку груза. Действия могут классифицироваться как намеренные и непреднамеренные.

 

Нужно также учесть особенность политической ситуации в мире. Разработаны программы страхования от таких рисков, которых просто не существовало раньше. Таких, как террористический акт, государственный переворот, военные действия, народные волнения и т.п.

Обновлено: 2018-11-18 01:44 автором: RootX
f